СПГ - сжиженный природный газ
Что такое СПГ
СПГ – природный газ искусственно сжиженный путем охлаждения до -162°C. Газ сжимается примерно в 600 раз. Заправка СПГ осуществляется на криогенных автозаправочных станциях (криоАЗС). Емкость баков транспорта на СПГ колеблется в среднем от 400 до 800 л, что позволяет проезжать без дозаправки 650 – 1300 км.
СПГ бак грузового автомобиля
СПГ или КПГ
Для хранения СПГ требуются баллоны меньшего веса и толщины, т.к. в сжиженном состоянии давление газа значительно меньше. При одинаковом объеме бака пробег на СПГ в 3 раза больше, чем на КПГ. С другой стороны, сжиженный газ находится в неустойчивом состоянии, необходимо периодически выпускать часть газа в аомосферу. Как следствие, оборудование на СПГ более дорогое и сложное. СПГ обычно используется на тяжелом грузовом транспорте, когда требуется перевозить грузы на большие расстояния без дозаправки.
Комбинированные станции КПГ-СПГ
Заправка транспорта КПГ и СПГ может быть реализована в рамках одной станции. Используются два варианта комбинированных станций:
1. Малотоннажное производство СПГ на базе АГНКС
Действующие АГНКС могут оснащаться малотоннажными установками производства СПГ (блок сжижения газа). Природный газ из компрессорных установок подается на газозаправочные колонки КПГ и на установку сжижения газа, из которой СПГ подается через вспомогательные системы на криогенную заправочную колонку СПГ. Установка производства СПГ в составе АГНКС позволяет эффективно решать задачи генерации необходимого объема СПГ непосредственно в месте его реализации.
АГНКС с блоком сжижения газа позволяет заправлять транспорт на КПГ и на СПГ
Блок сжижения газа C(2)LNG производства GRAF. Производительность 2000 – 3000 л/сутки.
Энергопотребление – 44 кВт. Блок может быть легко интегрирован в уже работающую АГНКС.
2. КриоАЗС – АГНКС
Помимо классической заправки СПГ, данное решение позволяет выполнять регазификацию рабочей среды под высоким давлением, что обеспечивает возможность реализовать заправку КПГ в составе КриоАЗС при отсутствии трубопровода. Наличие блока аккумуляторов газа помогает эффективно управлять скоростью заправки КПГ, а компрессор для отпарного газа обеспечивает отсутствие технологических потерь.
При помощи испарителя происходит регазификация жидкого газа. Также из бака с жидким газом отбирается отпарной газ. Газ из обоих источников компримируется и подается в блок аккумуляторов газа.